ДХАРМАШАСТРА ЯДЖНАВАЛКЬИ

Краткое описание:

Уголовные, гражданские и административные нормы не разделялись и находились в одном документе. Судопроизводство велось царем вместе с брахманами, также привлекались свидетели. Право собственности без пользования отсутствовало. Уже тогда было явление недееспособности, действия касаемо детей, больных, находящихся в состоянии аффекта, пьяных признавались и т.д. недействительными. Также было понятие неуполномоченные на это действие (прототип современной представительства или доверенности).

Письменный документ заключался по желанию двух сторон со свидетельскими подписями, обязанности заключать его в письменной форме не было.

Существовало понятие «наследование», при чем женщины также участвовали в наследстве, но были наследниками второй очереди по отношению к мужчинам. Было понятие «совместное предприятие» - прототип юридического лица. Существовали таможенные сборы за ввоз товаров из другой страны. Налог на прибыль составлял 1/20. Присутствовало разделение понятий грабежа и кражи. Существовало большое количество разновидностей смертных казней и существовало испытание для очищения, что было альтернативой смертной казни. Прелюбодеяние было уголовно наказуемо. Уже тогда было понятие подделки документов. Целый раздел Дхармашастры касался нарушений норм морали (алчность, неверие, безрассудность и т.д.)

 

Книга I ПРАВЕДНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1. Почтив Владыку йогинов Яджнавалкью, сказали мудрецы: “Поведай нам всю совокупность дхарм варн, ашрам [и прочих)”.

2. Пребывающий в Митхиле Владыка йогинов, задумавшись на мгновение, сказал мудрецам: “Дхармы той страны, в которой [обитает] черная антилопа, услышьте”.

3. Веды вместе с пуранами, ньяей, мимансой, дхармашастрами [и] аегами — четырнадцать основ знаний и дхармы.

4. Ману, Атри, Вишну, Харита, Яджнавалкья, Ушанас, Анги- рас, Яма, Апастамба, Самварта, Катьяяна, Брихаспати.

5. Парашара, Вьяса, Шанкха-Ликхита, Дакша и Гаутама, Ша- татапа и Васиштха — авторы дхармашастр. <...>

7. Священное откровение, священное предание, поведение лю­дей добродетельных и самоудовлетворение, [а также] желание, воз­никшее из должного размышления, [все] это считается корнем дхармы. <…>

 Дхарма царя

309. Весьма энергичным, щедрым, благодарным, почитающим старших, сдержанным, мужественным, родовитым, правдивым, че­стным,

310. не медлительным, памятливым, без низких [мыслей] и лишенным грубости, исполняющим дхарму, не предающимся по­рочным страстям, умным, храбрым, сведущим в тайном,

311. скрывающим свои слабости, сведущим в логике и учении о наказании, в учении о хозяйстве и трех [ведах следует быть] царю.

334. Царю надо быть с брахманами терпеливым, с друзьями — прямым, с врагами — гневным, со слугами и подданными — подобно отцу. <...>

339. Живущих [получением] взяток он пусть изгоняет [из страны], конфисковав имущество; ученых брахманов пусть всегда селит наделяя дарами, оказывая почет [и] уважение. <…>

349. Удачный исход дела зависит от судьбы и человеческого деяния. судьба же — зримое [воплощение] человеческого [деяния] в предыдущем рождении. <...>

367. Порицание, наказание словом, денежное наказание и телесное должны применяться по отдельности или вместе в зависимости от [тяжести] преступления.

 368. Выяснив [характер] преступления, место и время и затем мщу, возраст, и занятия, и имущественное [положение виновного], пусть [царь] налагает наказание на подлежащих наказанию. <...>

 Книга II СУДОПРОИЗВОДСТВО

 Общие вопросы судопроизводства

1. Пусть царь рассматривает судебные дела вместе со знающими брахманами, в соответствии с дхармашастрой, свободный от гнева [и] алчности. <...>

4. Судьи, поступающие вопреки смрити вследствие пристра­стности, алчности или же страха, должны быть наказаны каждый в отдельности штрафом в двойном размере исковой суммы. <...>

 Частные вопросы судопроизводства

21. При противоречии между двумя [текстами] смрити, имеет силу логическое умозаключение, [сделанное] в ходе судебного процесса. Но дхармашастра имеет большую силу, нежели артхашастра, — таково правило.

22. Документ, пользование и свидетели — [таковым] объяв­лен юридический авторитет. При отсутствии одного из них [тако­вым] называется одна из ордалий. <...>

27. Титул собственности [ставится] выше пользования, за исключением происходящего от предков. [Но] даже титул собствен­ности не имеет силы [там], где нет хотя бы незначительного пользования. <...>

31. Юридически значимые действия, совершенные [с приме­нением] силы [или] обмана, а также совершенные женщиной, ночью, внутри дома, вне [населенного пункта и] врагом, [царь] должен объявить недействительными.

32. Не достигает цели юридическое действие, совершенное пьяным, повредившимся в рассудке, находящимся в состоянии аффекта, больным, ребенком, побуждаемым страхом и т.д., а также не уполномоченным [на это действие].

Неуплата долга

43. [Человека более] низкой касты, неимущего, [кредитор] пусть принудить выполнить работу для [погашения] долга. Но неимущего брахмана надо заставить выплачивать [долг] постепенно, в соответствии с доходом <...>

 Свидетель

78. При расхождении [во мнениях] следует предпочесть показания большинства, а при равенстве [голосов — тех, кто ] выделяется [своими] достоинствами. Но при расхождении [мнений] среди выделяющихся [своими] достоинствами надо предпочесть тех, выделяется превосходными достоинствами. <...>                                              

81. Совершающий подкуп, а также [подкупленные] свидетели каждый в отдельности должны быть также наказаны штрафов в двойном размере суммы иска; брахман должен быть изгнан. <...>

83. Там, где [результатом правдивого показания может быть] смерть члена одной из варн, свидетель пусть дает ложное показание. Для очищения от него дважды рожденные должны принес­ти жертву Сарасвати.

 Документ

84. [Если] кто-либо по какому-то делу заключает по своему желанию двустороннее [соглашение], следует составить документ

сo свидетельскими [подписями, но] первым в нем [должно быть указано имя] кредитора.

85. [В нем также должны быть указаны] год, месяц, половина месяца, день, имена, каста, собственный род, принадлежность к ве­дийскому учению, имена собственных отцов и прочие данные.

86. [Если соглашение] по делу заключено, пусть, должник соб­ственноручно поставит [свое] имя [на документе], указав внизу: “Мне, сыну такого-то, [это] известно”.

87. А те, [что станут] свидетелями, [будучи] честными [числом], пусть напишут собственноручно вслед за именами [своих] отцов “Я — свидетель такой-то”. <...>

Ордалия

95. [Испытание] весами, огнем, водой, ядом [и] священной во­дой — ордалии, [предназначенные] для очищения. Они [применяют­ся] при тяжких обвинениях, [если] обвинитель — ширшакастха.

96. Или по желанию [жалобщика и ответчика] один из двух пусть подвергнет себя [ордалии], а другой пусть заплатит головой. Но даже без готовности подвергнуться наказанию пусть [судья] назначает [ордалию] в случае преступления против царя или же тяжкого преступления. <...>

98. Весы [назначаются] женщинам, детям, старикам, слепым, хромым, брахманам [и] больным. Огонь, или вода, или семь ява яда [назначаются] шудре. <...>Раздел наследства

114. Если отец производит раздел [имущества], пусть он наделяет сыновей по [своему] желанию, или старшего — лучшей долей. или же все пусть получат равные доли,

115. Если он наделяет равными долями, получателями равных долей могут стать [также и] жены, [которым] не было дано женское имущество их мужем или свекром. <...>

117. Сыновья после [смерти] родителей путь делят наследство и долг поровну; дочери [делят имущество] матери, оставшееся [после уплаты] долга, в отсутствие [дочерей] — [их] потомки.

118. [Если] какое-то иное [имущество] будет приобретено без ущерба отцовскому собственными [усилиями, в виде] дружеского [подарка] и свадебного [дара], оно не будет [подлежать разделу] вежду наследниками. <...>

Оскорбление словом

204. Если (кто-то] оскорбляет калеку, лишенного одного из органов чувств, [или] больного, прибегая к правде, лжи [или] “хуле- похвале”, он должен быть оштрафован на 13,5 паны.

205. Поносящего [следующим образом]: “Я сошелся с твоей сестрой или матерью” — пусть царь заставит заплатить штраф 125 пан

206. Половину [этого, если поносят] более низких [по положению], вдвое больше — [если] чужих женщин и [лиц] более высо­кого [положения] Штраф следует назначать в зависимости от более высоких [или] более низких варн [и] каст. <...>

 Оскорбление действием

212. Если [кому-то] нанесли удар без свидетелей, судебное дело следует рассматривать с учетом знаков (следов и т. д.), обсто­ятельств и людских толков, но с опасением, [что он сам] нанес [себе] ложные знаки.

213. При прикосновении золой, грязью [или] пылью [в каче­стве наказания] известен штраф 10 пан; в случае прикосновения нечистым [предметом], пяткой [или] слюной — вдвое больше.

214. Эти [штрафы назначаются] в случае равенства [варн]. [При Оскорблении действием] чужих жен и [людей] более высокого поло­жения — [штрафы] вдвое больше; более низкого — половинный штраф. [Если это произойдет] вследствие заблуждения, опьянения и тому подобного [состояния], штраф не [назначается]. <...>

218. Человек, причиняющий боль [другому] палкой и тому подобными [предметами, но] без кровопролития, должен быть оштрафован на 32 паны; при пролитии крови — вдвое больше. <...>

221. А с нескольких, избивающих одного, [взимается] штраф, вдвое больший упомянутого. Похищенное [во время] драки [имущество] надлежит вернуть, а также заплатить штраф вдвое больше этого. <...>

 Грабеж

230. Грабеж известен как насильственное присвоение общего имущества. [За него назначается] штраф в двойном размере стоимости этого [имущества], а при запирательстве — в четвертном.

231. Того, кто побуждает к совершению грабежа, следует заставить заплатить двойной штраф. А тот, кто побуждает к совер­шению [грабежа], говоря: “Я дам [тебе столько-то]”, [наказывает­ся штрафом] в 4-кратном размере. <...>

240. Того, кто искажает [показания] весов, царский указ, меры веса, а также изготавливает фальшивые монеты, равно как и использует их, надо заставить заплатить высший штраф. <...>

242. Лекарь, лечащий неправильно, должен быть наказан: [если речь] о скоте — первым штрафом, о человеке — средним, о царском человеке — высшим штрафом. <...>

250. Для торговцев, сообща препятствующих [продаже] товара путем установления неправильной рыночной цены или продающих за таковую, [назначается] высший [штраф] сахаса.

251. Какая цена установлена царем, по такой [должны воспро­изводиться] ежедневная продажа и купля. Известно, [что] ее превышение приносит прибыль торговцам.

252. На товаре, [происходящем] из собственной страны, тор­говец может получить [прибыль] 5 на 100, а на [происходящем] из другой страны — 10 [на 100], но [только] тот, кто вслед за куплей; сразу же [его] продает.

253. Применительно к [каждому] товару надо выяснить [вели­чину] расходов, [которые] повлекли [операции] с товаром, и устано­вить продажную цену, приемлемую для покупателя [и] продавца.

 Совместное предприятие

259. [Если] торговцы сообща создают предприятие в целях [получения] прибыли, то прибыль и потери устанавливаются соответствии с [вложенным в предприятие] имуществом или согласно уговору. <...>                                                                                                                                 

261. Царь, поскольку [он] устанавливает продажную цену получает пошлину [в размере] 1/20 [ее] части. Царь получает то, что продано [вопреки его] запрету, и подобающее [ему самому].

262. [Торговец], называющий неправильную величину [товара], обходящий место сбора пошлин, должен заплатить в 8-кратном размере [стоимости], как и [тот, кто] покупает [или] продает, прибегает к обману. <...>

263. В случае смерти ушедшего в другую страну [участника совместного предприятия его] имущество должны получить явившиеся наследники, родственники со стороны матери или со стороны отца; в их отсутствие — царь. <...>

 Кража

270. [Царю], принудив вора вернуть похищенное, следует наложить на него различные телесные наказания: брахмана пусть он прикажет изгнать из страны, наложив клеймо.

271. [Если] совершено убийство [или] украдено [имущество], вина [падает] на главу деревни [при условии, что след] не ведет [за ее пределы]. А если [это случается] на дороге, [то вина падает] на надзирателя за пастбищем, [если] за пределами пастбища — на охраняющего от воров.

272. А деревня пусть возместит украденное, если кража [про­изойдет] на ее границе; или [поступит в зависимости от того], куда ведет след [вора]; или же [пусть возместит] объединение пяти или десяти деревень, [если это происходит] за пределами кроши [от его границ].

273. Людей — взломщиков, а также похищающих лошадей или слонов и убивающих с применением силы — должно посадить на кол.

274. У крадущего одежду и срезающего кошелек надо отрезать [соответственно] руку и большой и указательный пальцы, при [повторном преступлении — руку [и] ногу.

275. При похищении предметов незначительной, средней [и] [большой [ценности] взимается штраф в зависимости от ценности. При наложении наказания нужно учитывать место, время, возраст [и] возможности [преступника].

276. Если [кто-то] предоставил вору или убийце, зная, [кто они такие], еду, жилище, огонь, воду, совет, орудия, средства, [он называется] высшим штрафом.

277. За нанесение раны оружием и выведение плода — выс­ший штраф. Высший или низший [штрафы назначаются] за убий­ство мужчины [или] женщины.

278. Злую женщину и убийцу мужчины, [если она] не бере­менна, а также разрушающую оросительное сооружение надо бро­сить в воду, привязав [к ней] камень.

279. Отравительницу [или] поджигательницу, убийцу мужа, родителей [или] собственного ребенка следует, лишив [ее] ушей, рук, носа [и] губ, бросить на растоптание скоту.

280. При убийстве [кого-либо] неизвестно [кем] должны быть опрошены [о возможно имевшей место] ссоре каждый в отдельности: сыновья, родственники, жены этого [убитого, а также] сожительницы других мужчин;

281. [надо выяснить, любил ли этот [человек] женщин, вещи, приобретения или с кем ушел либо же следует исподволь опросить людей, живущих поблизости от того места, где было совершенно убийство.

282. Поджигатель поля, жилища, леса, деревни, пастбища, амбара, а также [тот, кто] сходится с супругой царя, должен быть сожжен на огне от соломы.

Прелюбодеяние

283. [Факт] прелюбодеяния [со стороны] мужчины устанавливается, [если во время его любовной игры] с чужой женой [они], хватают друг друга за волосы, или сразу же [на основании] признаков страсти, или же [если] оба признались,

284. [а также на основании] прикосновения к поясу, груди верхней одежде, бедру, волосам [жены другого], разговора в неподобающем месте [и] времени и пребывания [с нею] наедине.

285. Женщина, [если ей общение было] запрещено, пусть зап­латит штраф 100 [пан], а мужчина [в случае запрета] — штраф 200 [пан]. А если запрещено обоим, [налагается] штраф, Как в случае прелюбодеяния.

286. Мужчины [при прелюбодеянии с женщиной] той же Вар­ны [наказываются] высшим штрафом, в порядке расположения варн — средним, против порядка варн — смертной казнью; у жен­щины отрезаются нос и другие [части тела]. <...>

291. При соитии с рабыней с применением силы [в качестве наказания] известен штраф 10 пан; если [это делают] несколько [человек] против [ее] воли, каждый [наказывается штрафом] 24 [паны].

292. [Если] публичная женщина, получившая плату, не хочет [удовлетворить мужчину], пусть даст вдвое больше [полученного]; если [она] не получала [платы], столько же надо заставить уплатить мужчину, [поступающего] подобным же образом.

293. [Кто] сходится с женщиной или мужчиной противоесте­ственным образом, [платит] штраф 24 [паны], как и при соитии со странствующей монахиней. <...>

Разное

295. Кто [либо] уменьшает или прибавляет путем приписки в царском указе или освобождает прелюбодея или вора, заслуживает высшего штрафа. <...>

302. Ведущего неподобающие речи о царе, порицающего его, предающего его планы надо изгнать [из страны], отрезав язык. <...>

305. Рассмотрев повторно неправильно рассмотренные судебные дела, царю следует наказать судей вместе с выигравшими штрафом в двойном размере исковой суммы. <...>

307.       (Если) какой-то штраф взят царем вопреки закону, пусть он сам даст в тридцать раз больше наложенного [штрафа] брахманам со словами: ‘'Это – Варуне”. <...>

 Книга III ИСКУПЛЕНИЕ ГРЕХОВ

 Нечистота

7. “Глупец тот. кто ищет путь к истине в человеческой жизни суетной, [как] племя Кадали, [и] подобной пузырям на воде”.

8. "Если составленное из пяти [элементов] тело благодаря действиям, происходящим в собственном теле, превращается в [те же] пять элементов, то на что сетовать?”

9. "Погибнут земля, океан и божества. Почему же не должен погибнуть мир смертного, подобный пене?” <...>

133. Воздаяние за поступки для одних наступает после смерти, для других — здесь или здесь [и] в том мире. Состояние [души] в этом случае определяет [воздаяние].

134. [Кто] думает о чужом добре и размышляет о дурных делах и предается им, рождается в низких кастах.

135. Человек, говорящий неправду, а также клевещущий и оскорбляющий, и бессвязно болтающий, рождается [в облике] лесных зверей [и] птиц.

136. Имеющий склонность [к тому, чтобы] брать то, что [ему] не дано, ухаживающий вопреки предписаниям, рождается [в виде] неподвижных предметов.

137. Познавший себя, чистый, сдержанный, предающийся аскезе, обуздавший чувства, благочестивый, сведущий в ведийском учении, [наделенный] качеством благости рождается в [состоянии] божества.

138. Кто радуется недобрым делам, нерешителен, берется за много дел и предается чувственным наслаждениям, тот, [наделен­ный] качеством страдания, умерший [в мире] людей, [вновь] пере­ходит в состояние человека.

139. [Человек] ленивый, жестокий, алчный, неверующий и нищенствующий, безрассудный, ведущий неподобающий образ жизни, [наделенный] качеством тьмы появится [на свет в состоя­нии] зверей. <...>

206. Великие грешники, попав в [вызывающие] ужас [и] страх преисподнии, появившиеся вследствие [совершения] великих грехов, искупив [свои] проступки, возрождаются здесь.

207. Убийца брахмана входит в утробу лани, собаки, свиньи [или] верблюда, пьяницы — осла, пулкасы [иди] вены, в том нет сомнения.

208. Похититель золота попадает [в утробу] червяка [или] бабочки. А осквернитель ложа гуру последовательно [попадает] [в состояние] травы, кустарника [и] лианы.     

209. Убийца брахмана заболевает чахоткой, пьяница [имеет черно-коричневые зубы, похититель же золота — плохие ноги, осквернитель ложа гуру — плохую кожу.

210. Кто с кем из них общается, тот рождается, [приобретя»] его признаки. Похититель пищи будет страдать от дурного пищеварения, крадущий слово — немеет.

211. Подмешивающий зерно [имеет] лишний член, клеветник — дурной запах из носа, крадущий растительное масло становится тараканом, у доносчика — дурной запах изо рта. <...>

214. Похититель зерна становится крысой, [похититель] повозки — верблюдом, плодов — обезьяной, воды — водяной птицей молока — вороной, домашней утвари — осой,

215. меда — слепнем, мяса — коршуном, коровы — крокоди­лом, огня — цаплей, одежды — прокаженным, сока — собакой, а похититель соли — сверчком.

216. А сказано это мною относительно воровства в качестве примера, ибо как разнообразны предметы, также [многообразны] виды живых существ.

217. Попав [в результате] воздаяния за [свои] поступки в со­стояние животного, [грешники] со временем рождаются [как] несча­стливые, бедные [и] низкие люди.

218. Затем, освободясь от грехов, они рождаются в высокой семье, самостоятельными, сведущими в священном учении [и] наде­ленными деньгами [и] зерном. <...>