Статья генерального директора компании Петербургский Юристъ опубликована в журнале Эксперт

Статья генерального директора компании Петербургский Юристъ Д. Улыбина опубликована в журнале Эксперт Северо-Запад (№30-32 (676) от 21 июля 2014)

Just business

Рекламный бизнес сильнейшим образом зависит от законодателя. Практически любое изменение в закон «О рекламе» и относящиеся к нему акты сразу оборачивается огромными убытками или доходами для участников рынка, бизнес которых подпадает под изменения Причем это касается не только рекламодателей, но и рекламных агентств, бюджет которых порой на 20-30% зависит от одной конкретной отрасли. Реклама медицинских услуг была запрещена в 2013 году законом №317 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 25 ноября 2013 года, но буквально через полгода этот запрет снимается. 30 июня 2014-го вступают в силу изменения в закон от 28 июня, разрешающие подобную рекламу. С чем это может быть связано?

По данным Федеральной антимонопольной службы, реклама различных добавок, медицинских услуг и лекарств в 2012 году по количеству нарушений законодательства о рекламе заняла второе место после рекламы финансовых услуг. Это была одна из формальных причин, чтобы ввести запрет на рекламу медицинских услуг. Фактически же, по мнению многих специалистов, реклама медицинских услуг никак не улучшала здоровье населения нашей страны, а лишь обогащала представителей крупных медицинских компаний, которым достаточно было привлечь клиента, хотя качество услуг могло быть далеко не самым лучшим. Реклама – это средство распространения информации и убеждения людей. Но ведь жизнь людей не должна зависеть от специалистов-пиарщиков. Тем не менее запрет был снят. Более того, уже вступил в силу через два дня после принятия закона – с 1 июля 2014 года. Со стороны кажется нелогичным такое быстрое снятие этого запрета. Но скорее всего, логика здесь другая. Медицинские услуги – это огромный бизнес, где вращаются баснословные деньги. На рекламу медицинских услуг в федеральных СМИ в 2013 году потрачено 515,3 млн рублей. Некоторые издания признавались, что до 35% их выручки – от медицинских компаний. А годовой оборот самих коммерческих медицинских компаний в 2013 году – почти 250 млрд рублей. Запрет на рекламу такого рынка просто невозможно удержать, учитывая этот факт. Можно представить, какие убытки понесли частные медицинские учреждения после подобного запрета. Естественно, они ринулись отстаивать свои финансовые интересы, в том числе и через прессу – множество гневных статей опубликовано сразу после запрета. В итоге свои интересы компании пролоббировали, правда с небольшими нюансами, а у нас в подсознании опять будут вертеться названия компаний, к которым мы просто обязаны пойти и за энную сумму вылечиться неведомо от чего. Также можно коснуться следующей поправки, принятой буквально через три дня после первой, – снятия запрета на рекламу пивной продукции, содержащей алкоголь.

В июле 2011 года президент России Дмитрий Медведев подписал законопроект, приравнивающий пиво к алкогольным напиткам и распространяющий на него те же ограничения, в том числе и запрет на рекламу, с 1 сентября 2012-го. За пару дней до этого подписан закон о признании продукции, содержащей более 0,5% спирта, алкоголем. Данные поправки вступили в силу с 1 июля 2012 года и прямо включили в список алкогольных напитков и пиво – п. 7 ст. 2 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Таким образом, пиво попало под законодательный запрет в отношении его рекламы и распространения в ночное время, что вызвало довольно большой общественный резонанс.

 Одновременно с этим также были введены некоторые другие поправки, например уставный капитал компаний, производящих крепкие алкогольные напитки, увеличился с 50 млн до 80 млн рублей. В общем, прослеживалась тенденция законодателя к ужесточению рынка спиртосодержащей продукции. Но 1 июля 2014 года Госдума приняла изменения в ст. 21 закона «О рекламе», которые разрешают рекламу пива и алкогольных напитков на основе пива до 31 декабря 2018-го. Чем объяснить подобное решение? Требованием FIFA к чемпионату мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году. Россия в данном случае не одинока: в Бразилии, где чемпионат проходит в нынешнем году, был точно такой же случай – властям пришлось законодательно внести разрешение на рекламу и продажу пивной продукции на стадионах. В первую очередь это связано с практикой спонсирования профессиональных спортивных мероприятий пивоваренными компаниями – она распространена во всем мире. Более того, все права на рекламу во время международных спортивных соревнований принадлежат не их местным организаторам, а международным федерациям по соответствующим видам спорта. Таким образом, под давлением FIFA наш законодатель вынужден был пойти на уступки и разрешить рекламу пивной продукции.

 Проанализировав даже эти две поправки в один и тот же закон, принятые с разницей в несколько дней, можно прийти к выводу: законодатель довольно быстро меняет свое мнение и может буквально за год закрепить диаметрально противоположные нормы в зависимости от конъюнктуры. Нет уверенности, что он это делает для нашего общего блага, а не ради интересов крупных игроков бизнеса: отстоять свои интересы смогут только они, а мнение среднего и малого бизнеса для законодателя так и останется неизвестным. Объяснить это можно, скорее всего, крылатой фразой из известного фильма ХХ века – just business

 Читайте статью: http://expert.ru/northwest/2014/32/just-business/?n=87778

 

← Архив новостей