Вместо надзорной инстанции в ВАС РФ появились кассационная и надзорная инстанции в Верховном суде РФ

Как уже отмечалось в предудущих новосятх, с 6 августа 2014 года изменился порядок обжалования вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов.

Суть изменений состоит в том, что вместо ранее действующей надзорной инстанции (Президиум ВАС РФ) введена двухступенчатая система обжалования в высшую судебную инстанцию вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов. Сначала заявители могут обратиться в порядке кассационного производства в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ (ст. 291.1–291.15 АПК РФ в ред. Закона № 186-ФЗ). А уже после, если дело было передано на рассмотрение по существу в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ, определение этой коллегии можно обжаловать в порядке надзора в Президиум Верховного суда РФ в порядке главы 36.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ (в ред. Закона № 186-ФЗ).

Как представляется, после упразднения ВАС РФ во многом на Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ возложена функция обеспечивать единство судебной практики арбитражных судов. Это связано с тем, что до Президиума Верховного суда РФ, как представляется, будет доходить лишь крайне незначительное количество дел (в сравнении с тем числом дел, которое ранее рассматривал Президиум ВАС РФ).

Порядок рассмотрения жалоб в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ и в Президиуме Верховного суда РФ отличается от порядка надзорного производства в ВАС РФ. Изменились объекты обжалования, сроки для подачи жалоб, требования к содержанию жалоб и прилагаемым к ним документам, а также последствия их несоблюдения, основания для отмены или изменения судебных актов, пределы рассмотрения дела и т. д.

Основные различия порядка надзорного производства в ВАС РФ, порядка рассмотрения кассационных жалоб в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ и надзорных жалоб в Президиуме Верховного суда РФ (в редакции Закона № 186-ФЗ) представлены в таблице.

Кроме того, глава 36.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ (в ред. Закона № 186-ФЗ) предусматривает в дополнение к общему порядку надзорного производства дополнительный механизм обжалования судебных актов. Смысл его заключается в том, что заинтересованное лицо может обратиться с надзорной жалобой непосредственно к председателю Верховного суда РФ или к его заместителю.

Такую жалобу нужно мотивировать тем, что по делу были допущены фундаментальные нарушения норм материального или норм процессуального права. Такие нарушения должны были повлиять на законность обжалуемых судебных актов и лишить участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществить права, которые гарантированы Арбитражным процессуальным кодексом РФ, в том числе право на доступ к правосудию, право на справедливое судебное разбирательство на основе состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничить эти права.

Такие правила установлены в части 1 статьи 308.10 Арбитражного процессуального кодекса РФ (в ред. Закона № 186-ФЗ).

Срок на подачу жалобы председателю Верховного суда РФ или его заместителю составляет четыре месяца после вступления в законную силу последнего обжалуемого судебного акта (ч. 4 ст. 308.10 АПК РФ в ред. Закона № 186-ФЗ).

Если председатель Верховного суда РФ (его заместитель) посчитает жалобу обоснованной, он вносит соответствующее представление сразу на рассмотрение в Президиум Верховного суда РФ, минуя предварительный этап изучения жалобы другим судьей Верховного суда РФ. Такое представление рассматривается по общим правилам надзорного производства, которые установлены в статье 308.9 Арбитражного процессуального кодекса РФ (в ред. Закона № 186-ФЗ) (ч. 2 ст. 308.10 АПК РФ в ред. Закона № 186-ФЗ). При этом председатель Верховного суда РФ (его заместитель), который внес представление о пересмотре дела в Президиум Верховного суда РФ, не может участвовать в рассмотрении дела, пересмотр которого был им инициирован (ч. 3 ст. 308.10 АПК РФ в ред. Закона № 186-ФЗ).

О самых важных и значимых изменениях в процедуре рассмотрения дел арбитражными судами будет рассказано в данной рекомендации:

перестал существовать ВАС РФ, однако его разъяснения остались в силе;

изменилась подведомственность некоторых категорий дел;

судебные акты арбитражных судов можно пересмотреть в связи с определением или изменением практики Верховного суда РФ;

иные изменения.

Источник - Система Юрист

← Архив новостей